Безалкогольному вину
не место в церкви?
Англиканская церковь постановила, что безалкогольное вино и безглютеновый хлеб нельзя употреблять во время Святого Причастия.

В руководстве говорится, что хлеб должен быть приготовлен из пшеничной муки, а вино должно быть ферментированным виноградным соком, чтобы быть освящённым.
Решение Англиканской церкви вызвало волну негодования и недоумения среди верующих, особенно среди тех, кто страдает от целиакии или непереносимости глютена, а также тех, кто по медицинским или религиозным причинам не употребляет алкоголь.
Руководство, настаивающее на использовании исключительно пшеничного хлеба и ферментированного виноградного вина, было встречено как жёсткое и не учитывающее современные реалии. Многие священники выразили обеспокоенность тем, что данное решение может отдалить от церкви значительную часть паствы, лишив их возможности полноценного участия в одном из главных таинств христианства.
Хотя пшеничную муку можно обрабатывать для снижения содержания глютена, а алкоголь можно удалить после ферментации, следовые количества всегда будут оставаться. Церковь прямо запрещает заменители, такие как рисовая или картофельная мука, сохраняя традиционный состав таинства.
Критика этого положения сосредоточилась на нескольких ключевых моментах.
Во-первых, отказ от безалкогольного вина исключает из Причастия людей, страдающих алкоголизмом, беременных женщин, а также тех, кто по религиозным убеждениям (например, некоторые баптистские общины) избегает алкоголя. Аргумент о том, что вино должно быть именно ферментированным без дальнейшего вмешательства, воспринимается как формализм, игнорирующий более глубокий смысл таинства. Ведь суть Причастия – это участие в жертве Христа, а не строгое следование технологии виноделия.
Во-вторых, запрет на безглютеновый хлеб лишает возможности приобщения к таинству людей с целиакией. Для них употребление пшеничного хлеба может привести к серьёзным проблемам со здоровьем, а отказ от Причастия – к глубокому духовному страданию. Аргументы о том, что можно найти альтернативные способы участия в богослужении (например, молитвенное созерцание), не удовлетворяют большинство верующих, считающих Причастие неотъемлемой частью своей веры.
В социальных сетях развернулась активная дискуссия. Многие верующие выражают свое недовольство, приводя примеры из истории церкви, где формулировки догматов были более гибкими и адаптировались к изменившимся обстоятельствам. Поднимаются вопросы о том, насколько консервативный подход к толкованию Священного Писания соответствует духу христианской любви и сострадания. Часть священников открыто выступает против решения руководства, предлагая компромиссные варианты, например, разрешение использовать безглютеновый хлеб на особых богослужениях или предоставление возможности «причастия агнца» (причащение лишь вином).
В ответ на критику, представители Англиканской церкви пытаются объяснить свою позицию, ссылаясь на традицию и необходимость сохранения исторической целостности обряда. Однако, эти аргументы не убеждают многих, так как традиция сама по себе динамична и изменялась на протяжении всей истории церкви.
Дискуссия затрагивает также вопрос о роли церкви в современном мире, о её способности адаптироваться к потребностям людей, и о том, насколько строгое следование догмам должно определять отношение к людям, страдающим от различных заболеваний или имеющим особые потребности. Пока что компромисса не видно, и ситуация продолжает оставаться напряженной, подчёркивая сложность совмещения традиций и гуманизма в современной религиозной практике.
Источник: Independent Feb. 2025