Почему и откуда?
Вогнутые донышки, плетёные корзинки и пр.
Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему Кьянти перестали продавать в плетёных корзинах, какое отношение Папа имеет к Шатонёф-дю-Пап и почему у одних бутылок дно плоское, а у других вогнутое? Вот ответы на некоторые из этих важных вопросов.
Fiasco Кьянти
Все, кто бывал в итальянских ресторанах, наверняка сталкивались с пузатыми бутылками кьянти в плетёных корзинках. Распространённые когда-то характерные бутылки теперь чаще используются как элемент декора и в качестве ваз и подсвечников.
![Плетёные корзины Кьянти Плетёные корзины Кьянти](img/chianti_set.gif)
Исторически, их популярность объясняется тем, что они были прочнее других бутылок, поэтому подходили для длительных транспортировок, а наличие плетёной корзинки избавляло от необходимости делать плоское дно – поэтому они были ещё и дёшевы. В то же время, грубая внешность этих бутылок стала крепко ассоциироваться с довольно паршивым их содержимым – ведь когда-то кьянти было дешёвым пойлом, которым крестьяне запивали обед, а также платили налоги.
В итальянском языке слово fiasco означало просто «фляжка», но значение этого слова во многих других языках породило насмешку над словосочетанием chianti fiasco, звучавшую как вопрос: «относится ли слово fiasco к бутылке или к её содержимому?»
По мере того, как виноделы стали повышать качество своих вин, они стали избегать традиционных бутылок в оплётке и предпочитать более солидные бордоские бутылки. В 1980 году консорциум Кьянти Классико окончательно запретил использование таких бутылок для своих вин.
Проволочка на Риохе
![Проволока на бутылке Риохи Проволока на бутылке Риохи](img/rioja_marques.gif)
Рядом с современными бутылками Риохи с причудливым геометрическим логотипом всегда можно найти традиционные образцы с золотым тиснением, готическим шрифтом и сеточкой из тонкой проволоки золотого цвета, обрамляющей бутылку.
Этот аксессуар был изобретён Уртадо де Амесага из Marques de Riscal в попытке помешать мошенникам выдавать дешёвое испанское вино за топовые позиции Риохи, переклеивая этикетки.
Со временем, это практичное дополнение превратилось в престижный атрибут: золотая сетка на бутылке словно заявляла « это вино стоит того, чтобы его подделывать». Сегодня её функция чисто декоративная, сетка легко снимается с бутылки и не представляет особой помехи… для трезвого.
Пунт – вогнутое дно бутылки
Есть некоторое удовольствие в том, чтобы ухватить бутылку, сунув большой палец в округлую ложбинку...
Однако, вопреки распространённому мифу, её наличие ничего не говорит о качестве вина в бутылке.
![Пунт на бутылке Пунт на бутылке](img/punt.gif)
По одной версии (предположительно, французской), это углубление, называемое "пунт", было использовано в «конструкции» бутылок Бордо и Бургундии – для придания им лучшей транспортабельности: чтобы удобнее возить их по стране и через океан. Для красных вин "пунт" обосновывается способностью собирать вокруг себя осадок, который оседает между ним и стенками бутылки и не поднимается при наливании.
По другой версии, это углубление – следствие несовершенства технологий, не позволявших делать идеально ровное дно, из-за чего бутылка либо плохо стояла на плоскости, либо царапала стол швом, а "вдувание" дна внутрь устраняло эти проблемы.
Немецкие «флейты» (вытянутые бутылки), в которые разливался рислинг, гевюрцтраминер и пино гри, не имеют такого углубления. Либо потому, что их степенно катали на баржах по Рейну, либо потому, что у белых вин нет таких проблем с осадком. Либо стеклодувы и оборудование были исторически лучше французских.
Впрочем, для бутылок шампанского вогнутая форма дна действительно оправдана вопросами прочности – такая бутылка лучше выдерживает высокое давление изнутри.
В то же время, плоское дно у бутылки шампанского «Кристалл» от Луи Рёдерер, известного тем, что было создано для российского царя Александра II. Согласно легенде, боявшийся покушений монарх посчитал, что в углубление можно спрятать бомбу, а под тёмным стеклом может таиться яд. Якобы, именно в результате царской паранойи у этого шампанского – кристально прозрачная бутылка из хрусталя и плоское дно.
Рельефные ключи Шатонёф-дю-Пап
![Ключи на бутылке Шатонёф Ключи на бутылке Шатонёф](img/chateauneuf.gif)
Французские вина апелласьона Châteauneuf-du-Pape из Южной Роны – одни из самых известных в винном мире. Возможно, вам не приходилось их пить, но почти наверняка вам попадались на глаза эти солидные бутылки с изображением скрещенных ключей.
Хороший Шатонёф дешевым не бывает. Как и бутылка для него. На каждой – рельефная папская печать.
В 14 веке папский двор переехал в Авиньон на юге Долины Роны. Châteauneuf-du-Pape – дословно «новый замок Папы» – стал его новой вотчиной. И папа принялся шлёпать свою печать направо и налево, осеняя ею бутылки с местным вином на основе сорта Гренаш (не забывая следить за их содержимым, конечно). Спустя шесть столетий эта печать стала неотъемлемой частью бренда Шатонёф-дю-Пап.
Франконский боксбойтель
Эта плоская, похожая на солдатскую фляжку бутылка, родом из немецкой Франконии. Но мы знаем её скорее благодаря португальскому вину Матеуш Розе (Mateus Rosé).
![Бутылка боксбойтель Матеуш Розе Бутылка боксбойтель Матеуш Розе](img/mateus.gif)
Боксбойтель (нем. bocksbeutel), по основной версии, получил своё название благодаря схожести с контуром козлиной мошонки (bocks – козёл, beutel – мешок, а т.ж. мошонка). Несомненно, сельским жителям оценить такую художественную параллель проще. Горожанам эту версию приходится брать на веру.
Так оно или нет, но плоская форма позволяет бутылке остаться там, где её уронили, а не укатиться прочь, – что ценно для любого, пьющего как франконский крестьянин.
Позднее (в 1950х), эту форму взял на вооружение португальский производитель «зелёного» вина , выводя на рынок свою гламурную марку слегка игристого, сладковатого розового вина Матеуш Розе. Форма бутылки оказалась удачным маркетинговым ходом. Низкие бутылки Матеуш было не видно за остальными – стандартными – но, вопреки опасениям сына основателя, глава компании увидел в этом преимущество: именно из-за их низкого «роста» продавцы стали выставлять их в первый ряд на полке.
Этикетку вина украсило изображение замка Матеуш Палас, который не имел отношения к производителю, но был местной достопримечательностью. За использование изображения замка, его владелец получил от винодела солидную сумму. От прав на небольшую часть дохода с будущих продаж (вместо большой разовой выплаты) владелец замка отказался. И не угадал. В 1980х Матеуш Розе составлял примерно 40% экспорта столовых вин Португалии.
Источник: портал Wine Searcher