Тренд на кокон
новая мода на форму бокалов
Винные бокалы за последние несколько десятилетий определённо стали больше. Некоторые современные бокалы типа бордо и многие бургундские уже способны вместить в себя целую бутылку. А в плане дизайна мы всё чаще видим чудны́е эксперименты: рубленные формы, косые срезы и вот теперь – нечто напоминающее человечка Мишлен или кокон, кому что ближе.
Мы поговорили с тремя производителями этой необычной, даже спорной формы бокалов, а также с тремя сомелье, чтобы разобраться, для чего предназначены эти выпуклости, насколько хорошо они работают и стоит ли добавлять бокалы этого стиля в свой домашний набор.
Откуда мода на такие бокалы?
Учитывая великое многообразие форм, которые винный бокал принимал на протяжении своей истории, трудно точно сказать, когда впервые было сделано нечто подобное. Но говоря о текущих трендах, мы возьмём образцы трёх крупных производителей современности: Штольцле (Stölzle), Ридель (Riedel) и бокал ручной работы, разработанный Куртом Йозефом Цальто (Kurt Josef Zalto) для Жозефиненхютте (Josephinenhütte) – все они выполнены в похожей бульбовидной манере.
Слева направо:
- Josephine от Josephinenhütte
- Winewings от Riedel
- Cocoon от Stölzle
Для современной винной посуды этот тренд довольно новый. Josephinenhütte дебютировал с таким бокалом в 2019, Riedel в 2020, а серия Cocoon от Stölzle была выпущена в 2023.
Появление бокала Winewings стало результатом сотрудничества Riedel с Beaulieu Vineyards (Долина Напа, Калифорния), начавшееся в 2018. Ридель получил от винодельни заказ на разработку бокала для юбилейного вина Georges de Latour Private Reserve Cabernet Sauvignon. Учитывая характер мощных каберне совиньонов, сильно выигрывающих от декантирования, в компании сделали бокал, который «мог бы сделать часть этой работы прямо в бокале», - объясняет Максимилиан Ридель.
В чём идея такого бокала?
Со слов Риделя получается, что главный смысл этих странных наплывов – в аэрации вина.
В Штольцле заявляют примерно то же: «отличительной особенностью бокалов серии Power являются изгибы особой кривизны. Этот элемент дизайна радикально меняет поведение вина при раскручивании бокала, заставляя его плескаться, отражаясь от стенок под крутым углом».
Согласно этому концепту, подобное движение вина в бокале существенно увеличивает площадь его соприкосновения с воздухом, раскрывая сложность букета. «По мере того как вино плещется в бокале Power, происходит эволюция его аромата, позволяя полностью раскрыться нюансам», – поясняет производитель.
Похожую историю мы слышим и от Курта Йозефа Цальто, креативного директора Josephinenhütte, чью небольшую линейку бокалов Жозефина он считает своим шедевром.
«Их дизайн отличается характерным изгибом, который оптимально раскрывает ароматы внутри бокала, – говорит Цальто. – Эти изгибы прерывают обычное вращение вина, заставляя его возвращаться обратно по спирали за счёт воронкообразной нижней части бокала. В результате вино способно раскрыться быстрее и ярче».
…а это работает?
Мы поговорили с несколькими сомелье. Не все они с энтузиазмом относятся к утверждениям производителей бокалов об их способности раскрывать такие грани букета, до которых иначе было бы не добраться.
Независимый сомелье Лулу Черчилль видит здесь пример дизайна ради дизайна.
«Люди сходят с ума по посуде, – говорит она. – Хорошему вину не нужно столько акробатики, чтобы проявить себя. Дайте мне зауженный бокал достаточного размера и с крепкой ножкой, чтобы можно было уверенно раскрутить в нём вино, и мне достаточно».
Она также обращает внимание на то, что такие формы делают бокал неудобным в уходе, особенно в домашних условиях. «Здорово, что в ресторане есть специальные люди, которые сделают это за вас, но вообще кажется, что с этим слишком много мороки при очень скромных плюсах от использования».
«Конкретно в моём буфете есть только одна полка достаточной высоты, чтобы разметить там бокал Cocoon Burgundy (Stölzle), – добавляет Лулу. – А к Josephine (Josephinenhütte) прилагается не просто тряпочка для натирки, но и специальная кисточка, которой вы можете смахивать коварные капли воды, до которых тряпкой не добраться. Не слишком ли обременительный ритуал для посуды?»
А вот сомелье и основатель Mouton Noir Wines Андре Мак не считает излом бокалов Josephine маркетинговой уловкой, называя это реальным новшеством.
«Josephine не похож на традиционный бокал для вина», – говорит он. – Возможно, некоторым людям он кажется футуристичным, поэтому они думают, что здесь есть какое-то лукавство. Но как тогда быть с идеей, что для определенного вина нужен определенный бокал, – или это тоже маркетинговый трюк?»
Правда… Мак по совместительству является послом бренда Josephinenhütte.
Сам он признаётся в особой любви к бокалам серий Universal и Red, отмечая, что в его заведении игристое вино подают даже в бокалах для красного вина Josephine No3. «Этот особый изгиб чаши – самая широкая часть бокала, он помогает интенсивному перемешиванию вина при раскручивании и реально ускоряет аэрацию», – утверждает он.
Радж Вайдья, сомелье, который 15 лет был винным директором в группе ресторанов Даниэля Булуда (Daniel Boulud), а теперь является директором по операциям в La Fete du Champagne, предпочитает более привычные Glasvin или Zalto, когда хочет получить максимум от бокала вина. Он куда более скептичен по отношению к новому поколению пухлых бокалов, чем Андре Мак.
«Я думаю, эта форма больше связана с тем, чтобы выделиться на полке магазина, и это нормально», – говорит он.
Как и в случае со многими предметами дизайна, то, насколько хорош тот или иной стиль, во многом является вопросом личных предпочтений. Единственный способ узнать, подходит ли он вам, — попробовать самому.
Оригинал статьи: Meet the Cocoon, a New Wine Glass Shape Suddenly Everywhere
Перевод: Илья Настенко
Август 2024